Евфимий Турков

Евфимий Турков
Евфимий Турков (в миру Елеазар Иванович) (ум. 1587 г.) – игумен Волоколамского монастыря, писатель, книгописец, один из наиболее активных организаторов и составителей документации письменных материалов Волоколамского монастыря второй половины XVI в. Сохранились наиболее важные факты биографии Е. Т. Постригшись в Волоколамском монастыре в июле 1551 г., о чем он сам и сообщил (см. в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 412, л. 119), Е. Т. был отдан под начало бывшего новгородского архиепископа Феодосия, служил ему до его кончины в 1563 г. В 60-х гг. стал уставщиком, а с 1575 и до смерти был игуменом Волоколамского монастыря. В своей духовной он рассказал о том, как по просьбе братии монастыря сам Иван IV склонил его занять этот пост. Под руководством Е. Т. и при непосредственном его участии было составлено несколько документально-деловых произведений, имеющих значение для истории разных видов деятельности монастыря. В 1573 г. он вместе с книгохранителем Пафнутием Рыковым составил новую опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря (рук. ГБЛ, собр. Горского, № 37, содержание описи изложено П. Казанским: Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 1–16). Находясь в должности уставщика, Е. Т. составил «Список старой кормовой», в который были внесены имена вкладчиков в монастырь (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 1/6), затем им же этот список был заменен новым (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 15/675). В 1584–1585 гг. он вновь обратился к этим материалам и на их основе составил особые записные книги (рук. ЦГАДА, ф. 1192, оп. 2, № 482). Значительным трудом Е. Т. является Обиход монастырский (или Устав), в котором даны подробные сведения о распорядке монастырской жизни. Он сохранился в нескольких экземплярах, в том числе список, относящийся ко времени составления обиходника (1578 г.) в рук. ГИМ, Синод. собр., № 829, написан самим Е. Т. (Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958, с. 51). О записных книгах и обиходнике см.: Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 8–9; Зимин. 1) Рукописи Евфимия Туркова..., с. 138; 2) Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1977, вып. 38, с. 19–20. Е. Т. в пределах монастыря занимался разными видами книгописной деятельности. Он переписывал рукописи: так, в дополнениях к описи книг 1545 г. сообщается, что в 1571 г. им были даны вкладом 7 книг, из них четыре были написаны его рукою (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 22–23); вместе с Иеремиею, другим учеником Феодосия, Е. Т. переписал рук. ГБЛ, Волок. собр., № 514, его рукой написана рук. ГИМ, Епарх. собр., № 256; правил он и тексты в монастырских рукописях по более исправным спискам, об этом имеется запись в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 133; соблюдая монастырскую традицию, Е. Т. следил за составлением сборников своих учеников, например в сборнике ГБЛ, Волок. собр., № 512 его ученика Левкеи Аишева отмечено – «благословение Евфимия», здесь же имеется и автограф Е. Т. Личные его сборники (ГБЛ, Волок. собр., № 412 и № 572, ГПБ, Q.XVII.50) по подбору в них произведений характеризуют Е. Т. как одного из книжных людей Волоколамского монастыря, наиболее последовательно соблюдающих традиции литературно-образованного круга иосифлян (см.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 212–215). Один из своих сборников (XVII.50) Е. Т. сопроводил предисловием, написанным в полемическом тоне, с упоминанием каких-то своих идейных противников. В предисловии сообщается, что Е. Т., став игуменом, постарался собрать сочинения своих учителей и уважаемых современников. Предисловие опубликовано в кн. «Послания Иосифа Волоцкого». В составе перечисленных сборников дошла до нас значительная часть литературного творчества самого Е. Т. Он переработал ряд произведений, посвященных Иосифу Волоцкому. Отредактировав и поместив в своем сборнике (ГБЛ, Волок. собр., № 572, л. 40–61 об.) текст «Надгробного слова Иосифу Волоцкому», Е. Т. указал при этом, что автором его является Досифей Топорков (Зимин. Рукописи Евфимия Туркова..., с. 136). Когда было установлено местное почитание Иосифа Волоцкого в 1578 г., Е. Т. предпринял переработку его жития, написанного ранее Саввою Крутицким (Попов Н. Саввино житие Иосифа Волоцкого в переделке XVI в. // Библиогр. летопись, 1914, вып. 50, с. 59–71). Как предполагает А. А. Зимин, позднее на основании этих материалов им же было заново написано житие основателя Волоколамского монастыря; сохранилось в рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 324 (Зимин. Рукописи Евфимия Туркова..., с. 136). Значительно раньше, видимо сразу после смерти Феодосия (1563 г.), Е. Т. составил записку о последних днях своего учителя; она была переписана самим автором в сборнике Левкеи Аишева (рук. ГБЛ, Волок. собр., № 512, л. 213). Здесь же он записал известия о взятии Полоцка в феврале 1563 г. (среди духовенства в походе на Полоцк участвовали иосифляне). Пожалуй, наибольший интерес в литературном плане представляют произведения Е. Т., включенные в составленный им Канонник (ГБЛ, Волок. собр., № 412). После наиболее важных общеупотребительных церковнослужебных канонов здесь, помещены сначала служба его патрону, святому Евфимию, а затем служба Иосифу Волоцкому. Далее следуют произведения самого Евфимия (в черновом виде, с пометами и правкой): 1) духовная грамота, 2) предсмертная исповедь, 3) канон на исход души, 4) канон за друга умершего, 5) в виде летописных записей краткие некрологи лиц, живших в монастыре во время его игуменства (последнее произведение частично опубликовано В. О. Ключевским). Литературное творчество Е. Т. Ключевский охарактеризовал следующим образом: «Евфимий пишет просто, но его изложение проникнуто теплым чувством и обличает в авторе литературный талант» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 297). Самому Е. Т. посвятил краткий некролог его ученик Левкия Аишев (рук. ГБЛ, Волок. собр., № 213, л. 491). Изд.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 415–416; Кунцевич Г. Феодосий, архиепископ новгородский (1451–1563): (Его «Житие») // Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule für 1899–1900. СПб., 1900, с. 1–14; Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текстов А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 109–110. Лит.: Строев. Словарь, с. 98–99; Филарет. Обзор, с. 225; Зимин А. А. Рукописи Евфимия Туркова и письмо Марины Турковой // Лингвистическое источниковедение. М., 1963, с. 136–139.
Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Евфимий Турков" в других словарях:

  • Евфимий (Турков) — дух. писат., игумен, † 1586. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Турков Евфимий — Турков (Евфимий, умер в 1586 г.) ученик подвижника архиепископа новгородского Феодосия , с 1573 г. игумен волоколамский. Оставил духовную грамоту, Обиход Иосифова монастыря или Устав о панихидах и молебнах по преданию Иосифа , где, между прочим,… …   Биографический словарь

  • Турков — Евфимий (ум. 1586 г.) ученик подвижника архиепископа новгородского Феодосия, с 1573 г. игумен Волоколамский. Оставил духовную грамоту, Обиход Иосифова монастыря, или Устав о панихидах и молебнах по преданию Иосифа, где между прочим пишет, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Турков, Евфимий — (умер в 1586 г.) ученик подвижника архиепископа новгородского Феодосия, с 1573 г. игумен Волоколамский. Оставил духовную грамоту, Обиход Иосифова монастыря, или Устав о панихидах и молебнах по преданию Иосифа, где между прочим пишет, что… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • Иосифо-Волоцкий монастырь — Монастырь Иосифо Волоцкий монастырь …   Википедия

  • Житие Серапиона, архиепископа Новгородского — – памятник агиографии 1540–1550 х гг. Новгородскую архиепископскую кафедру Серапион занимал только три года (1506–1509 гг.); из за ссоры с Иосифом Волоцким он был не только сведен с кафедры, но и заточен в Андроникове монастыре. Эта ссора между… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ГЕРАСИМ ЧЁРНЫЙ — († 1 я четв. XVI в.), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг. в Соборе Московских святых), сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (Г. Ч. называл себя учеником преподобного), профессиональный книгописец. Упоминается в посланиях прп. Иосифа Волоцкого и во …   Православная энциклопедия

  • Литовская митрополия — Церковь св. Параскевы Пятницы  современный вид храма, основанного в Вильне около 1345 года при великой княгине Марии Ярославне. Литовская митрополия церковная организация Православной Церкви Константинопольского патриархата на территории… …   Википедия

  • АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ — Абхазский каталикосат в XVIII нач. XIX в. Абхазский каталикосат в XVIII нач. XIX в. [груз. აფხაზეთის საკათალიკოსო] Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290 1814). Абхазская (Западногрузинская) Церковь в VIII XIII вв. и возникновение А. К.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»